Священномученик Димитрий, пресвитер Бояркинский
Житие священномученика Димитрия,
последнего настоятеля бояркинской церкви перед её уничтожением.
В многосуетном нашем мире многие страны и народы хвалятся воинами доблестными и правителями мудрыми, богатствами большими и недрами неистощимыми: но высшая похвала стране и народу от их святых, подвизавшихся различно в отчизне своей, и Богу угодивших. И немногие страны имеют похвалу такую, какую имеет Русская Земля во святых своих. За подвиги святых русских и вся страна наша, между прочих стран и земель, и от собственных её жителей, зовётся – Святая Русь.
«Когда прославляются праведные, веселится народ» (Притч 29:2). Веселие же бывает от удобовразумительного сказания о богоугодном и добродетельном житии святых. Такого, что внимательно читающие или слушающие добродетельное житие святых, Бога прославляют и святого того. И сами в душе радуются, потому что святой угодив Богу, образ дал и пример всем заботящимся о своем спасении, как можно в многогрешном мире нашем жить и Богу угодить.
Исстари возлюбил народ наш душеполезное поучение и житийное сказание. За такую-то, не слабеющую во многих перипетиях и жизненных обстоятельствах, любовь народа нашего к чтению житийному и составлено это краткое житие святого Димитрия, пресвитера Бояркинского, для более удобного назидания с любовью чтящих память его.
Прошу же, возлюбленные, приложить ваше внимание, краткому этому повествованию о житии святого Димитрия.
В год от Рождества Христова одна тысяча девятьсот семнадцатый, в Русской земле произошла великая смута, такая, что и государственное устройство было уничтожено, и народные обычаи и отеческие предания стали для людей звуком пустым. Из-за оскудения братской любви, у многих ум помрачился и души ожесточились, так что всё благое и честное сделалось в глазах людей ненавистным. Многоразличные притеснения и гонения обрушились на немногих оставшихся в эти времена верными Христу. Такие гонения, как будто сам ад отверзся, и на землю нашу из преисподней ринулись все бесовские силы и множество людей, как некогда свиней гадаринских, обуяли. Многие души тогда осквернились злобой демонской и ненавистью к ближним своим. Немногим же верным, от злобы заполонивших Русь богоборцев, много и люто выпало пострадать, так что впору им было возопить горам: ««падите на нас!» и холмам: «покройте нас!» (Лк 23:30)». В это-то страшное время и выпало святому Димитрию подвизаться на ниве Христовой и свидетельствовать об Истине.
Родился же священномученик Димитрий в 1871 году в приходе Владимирской иконы Божией Матери, села Куркино Московского уезда Московской губернии. В семье иерея Владимира Петровича Русинова, который усердно преходя пастырское служение, окончил дни свои во многом почете у церковного священноначалия в сане протоиерея.
Шестнадцати лет отдан был святой Димитрий родителем своим в учение духовное в Московскую духовную семинарию, находившуюся в Москве, в Божедомском переулке. Шесть лет юный Димитрий провел в изучении Священного Писания и святоотеческого учения, и в 1893 году благополучно завершил своё духовное образование.
По окончании же семинарии, в подобающее время, пришла ему пора жениться, так как знал он, что только в честном браке ложе нескверно. Женился же он на сверстнице своей, девице Евдокии Александровне. От их брака родилось четверо детей, старший сын и три дочери. О сыне его известно только, что он дослужился в Первую мировую войну до офицера, как сложилась его судьба после революции не известно. Старшая из трех дочерей Екатерина стала учителем. Средняя – Александра трудилась банковским служащим. Обе они вышли замуж в Москву, где и жили. Младшая же – Анна родилась незадолго до революции, в 1906 году, и образование получить не успела, работала разнорабочей в Кобяковском колхозе, после вольнонаемной в Паткинской воинской части, похоронена на бояркинском кладбище.
Вскоре по вступлении в брак святой Димитрий был возведён в сан иерейский и определён на служение в Трёхсвятительский храм села Кобяково Коломенского уезда. В этом-то небольшом каменном храме Трёх святителей, с приделом преподобного Сергия Радонежского, стоящем в окружённом лесaми селе и послужил святой Богу большую часть своей жизни. Здесь и застала его великая смута приключившаяся в земле русской, по грехам чад её. Скорбел святой о буйстве, постигшем народ его, призывая паству свою к покаянию. И сотворили безбожники святому угоднику по предреченному: «возложат на вас руки и будут гнать вас... будет же это вам для свидетельства» (Лк 21:12-13). Разорили богохульники храм Божий и ограбили священника Его. Но во всех притеснениях и напастях кротко, словно агнец, хранил святой благоуветливость к людям, держа упование свое в Боге.
В 1924 году богоборцы отобрали Трехсвятительский храм у кобяковских христиан и разогнали местную общину. Святой Димитрий, памятуя слова Господни: «когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» (Мф 10:23), и, не желая погубить плод многолетнего служения своего пред престолом Божиим, не захотел подобно многим собратьям своим боязливо доживать свой век за печью, а перешел на служение в храм Преображения Господня соседнего села Бояркино. Это-то храм и стал последним местом служения святого.
Тринадцать лет, полных ненависти и угроз расправы от богоборцев, священник Преображенской церкви святой Димитрий призывал милость Божию на истерзанную озверевшими богохульниками Русскую землю.
В 1929 году священномученик Димитрий мужественно воспринял на себя настоятельство Преображенской церковью, в замен, отрекшегося своей веры и священства, прежнего настоятеля Александра Субботина. Поистине: «тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется» (Мф 24:40)… И еще восемь лет, безбожники «рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами» (Деян 7:54), а всё же молитва бояркинской церкви, предводимой последним её настоятелем, в ту пору уже протоиереем, Димитрием Русиновым, возносилась к Богу.
И в это страшное время не смолкал голос праведника, по зaповеди Господней, гласящей: «что говорю вам,.. говорите при свете,.. проповедуйте на кровлях» (Мф 10:27). Беспрестанно взывал святой к поколебавшимся в вере: «почему перестали ходить в храм Божий? Всё же не обойдётесь без священников, придёте к нам и на дом. Посмотрите, говорят, что веру они не запрещают, а в действительности насильно закрывают церкви. Вот и в Кобяково закрыли церковь, а разве вы не хотели бы молиться Богу? Везде насилие только христианам и больше ничего!»
Не страшился священномученик обличать лукавство безбожной власти перед людьми, говоря: «богоборческая власть хочет уничтожить религию, но это ей не удастся, народ этого не хочет». В след за апостолами, произнёсшими некогда: «мы не можем не говорить того, что видели и слышали» (Деян 4:20), не мог и святой молчать о том, что прозревал непрельщённый разум его: «ловко научились христопродавцы обманывать народ, – обращался он к сельчанам, – написали новую конституцию и носятся с ней, а что в ней толку? Будут выбирать того, кого им нужно. Зачем же тогда писать то, чего не будет? Это явный обман, а они воображают, что народ понимает так, как они написали. Посмотрим, что из этого выйдет. Ведь это только разговоры. Они уже сейчас наметили, кого выбирать. Посмотрите, какую проводят агитацию, боятся, как бы кто не прошел в Совет из «бывших» людей. Большевики – это антихристово племя, что они сделали с народом, всех зажали. Сейчас власть антихристова, ну ничего, нужно терпеть, и всё же ей придет конец».
Скорбел пастырь, видя, как жестоко притесняют новые власти крестьян в колхозах, по сути, вновь закрепощая их. Не могло и об этом смолчать его любящее сердце, ибо от избытка сердца говорят уста (Лк 6:45). Сочувствуя крестьянам, святой жалел их: «Притесняет вас Советская власть, нет вам свободного часа. Вы разве живёте – мучаетесь. Хорошо живут только коммунисты, для них всё и отдых и веселье, а вы работаете без отдыха. Сколько раз в году вы отдыхали раньше, а теперь этого нет. Ловко вас коммунисты обманули, заставляют работать как лошадей. Если бы не колхоз разве так бы вы жили, сейчас подумайте – за что вы работаете? Колхоз вас не отблагодарит, напрасно теряете силы».
«Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя» (Притч 9:8) – говорил славный своею мудростью Соломон. Так и случилось... Нетерпимая к обличению её неправд безбожная власть обрушила всю силу своего карательного аппарата на бояркинского священника.
В 1937 году 26 октября сотрудники НКВД, – опричники большевистской власти, начали искать «свидетелей», формально необходимых для ареста святого, и… такие нашлись. Помочь безбожникам осудить иерея Божия Димитрия вызвались: бригадир кобяковского колхоза некий Павел Михайлович Комаров и бояркинский крестьянин Иван Васильевич Волков, которые и дали все необходимые богоборцам показания против святого. А Волков вдобавок к своим показаниям на святого еще и многих своих односельчан услужливо оговорил перед властями.
В тот же день, 26 октября, начальник Озёрского районного отделения Управления НКВД Московской области мл. лейтенант госбезопасности Остапов, требуя ареста отца Димитрия, представил на утверждение заместителя начальника Управления НКВД СССР по Московской области майора госбезопасности Якубовича «Постановление об избрании меры пресечения и предъявления обвинения» святому исповеднику веры, которое тот и подписал тем же днём.
На следующий день, 27 октября, к первым двум пособникам безбожной власти присоединился и третий «свидетель» против святого – колхозный конюх Бочаров (по другим данным Бычков) Михаил Степанович.
Дело было сфабриковано в спешке в один день, о чём красноречиво свидетельствуют протоколы допроса «свидетелей» подписанные тем же (26 октября) днем. (По-видимому, для большей весомости обвинения на следующий день появился еще один протокол – допроса третьего «свидетеля» по делу.) А также многочисленные ошибки, допущенные при составлении «Постановления…»: ошибочно указан год рождения 1878 – исправлен тут же от руки; ошибочно указано место рождения Малинский район – так и осталось неисправленным, но дальше в делопроизводстве и обвинительном заключении указывается правильно Химкинский район; отчество священномученика приписано от руки и, видимо, позднее. Явно что мл. лейтенант госбезопасности заполнял данные на обвиняемого им отца Димитрия торопясь и с чужих слов, не удосужившись проверить их. Но кого это волновало в тридцать седьмом году… Лишь бы скорее расправиться со святым Димитрием за его правдивое свидетельство о властях. Поэтому-то следователи даже и не пытались получить объяснений по начатому ими «расследованию» от самого священника, довольствовавшись показаниями трех «свидетелей».
Только на третий день следствия, 28 октября, когда пришли с обыском, узнал священномученик о начатом против него деле.
Прежде чем арестовать священника двое чекистов, в надежде, что им удастся еще больше поглумиться над Святою Церковью и православным народом, лукаво предложили святому сделку – сохранить свободу и жизнь в обмен на отречение от Бога и веры. Священномученик же, помня заповедь Христову: «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф 10:28), отвечал так: «Я родился в семье священника, смолоду учился, чтобы стать священником, всю жизнь прожил священником – священником и умру, от Бога не отрекусь!».
Так сбылось предречённое Господом: «поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками» (Мф 10:18). Так священника увели на его Голгофу…
Тридцатого октября, уже будучи заключённым в Коломенскую тюрьму, протоиерей Димитрий Владимирович Русинов заполнил тюремную анкету, в которой указал, что на его иждивении находится престарелая, шестидесяти шести лет, жена – Евдокия Александровна. Правда в анкете почему-то указано, что проживает она в селе Кобяково, но не Озёрского, а Верейского района Московской области (ныне Нарофоминский район). Что это было – благопотребная хитрость святого, желающего уберечь свою супругу от преследования властей, или очередная описка небрежного сотрудника, которых так много в этом деле – судить трудно.
Ночью 31 октября оперуполномоченный УГБ Озёрского РО УНКВД МО Пеньков провел первый и единственный допрос священномученика, пытаясь склонить святого к самооговору в «контрреволюционной агитации против Советской власти, распространении контрреволюционной клеветы против большевистской партии и её руководства, ведении контрреволюционных разговоров против новой сталинской конституции». На все обвинения и предложения «покаяться» святой Димитрий твердо отвечал: «Виновным в проведении контрреволюционных разговоров себя не признаю. Я никогда нигде не проводил контрреволюционных разговоров». Тем же числом (31 октября), видя непреклонность священника, оперуполномоченный закрыл следствие, составив «Обвинительное заключение» согласно которому протоиерей Димитрий Русинов «будучи допрошен в качестве обвиняемого виновным себя не признал, но уличается показаниями трех свидетелей…»
Утверждено было данное «Обвинительное заключение» всё тем же заместителем начальника Управления НКВД СССР по Московской области майором госбезопасности Якубовичем. После чего оно было передано на рассмотрение Тройки при УНКВД по Московской области.
В начале ноября отца Димитрия этапировали из Коломенской тюрьмы в Москву, где он дожидался «суда» Тройки. Неправедный суд богоборцев на святого состоялся 19 ноября, приговорив священника Димитрия Русинова к смертной казни – расстрелу…
На третий день по приговоре – 21 ноября 1937 года безбожные палачи расстреляли священномученика в особо на то устроенном месте – Бутовском полигоне, захоронив его честные мощи там же, в одной из общих могил, среди многих других убитых в том месте.
Евдокия Александровна ненадолго пережила своего супруга. Страдания и лишения, перенесённые от притеснений богоборческой власти, в последние годы служения отца Димитрия, ужас от неправедного суда и убиения мужа, скорбь разлуки подорвали её старческие силы. И в следующем, по убиении святого Димитрия, 1938 году, в возрасте шестидесяти семи лет Евдокия Александровна Русинова, пребыв доброй супругой мужа своего во всех обстоятельствах жизни его, скончалась. Для неё, как некогда для святых мучениц Наталии Никомидийской и Софии Римской, говоря словами апостола Павла, смерть стала приобретением. Погребена же она была на местном (новом) Бояркинском кладбище (старое кладбище, подле храма, было осквернено и закрыто вместе с храмом в 1937 году).
На святом же Димитрии исполнились неложные обетования Христовы: кроток был и унаследовал землю текущую мёдом и молоком; ревновал о правде и пресыщается теперь Светом Истины – Христом; претерпел гонение за свидетельство о правде и, вот, жительствует в Царствии Небесном; понёс поношение и злословие за имя Христово и теперь вечно радуется и веселится в обителях Отца Небесного.
Прославленный в Небесной Церкви священномученик Димитрий, с наступлением благоприятных времён, был прославлен и в церкви земной. В двухтысячном году по Рождестве Христовом, 27 декабря, Священный Синод Русской Православной Церкви прославил святого Димитрия в сонме Новомучеников и исповедников российских.
Память священномученика совершается в первое воскресенье после 21 ноября, дня его мученической кончины.
Святой отец наш Димитрий, моли Бога о нас.
Назад к списку