Храм Преображения Господня села Бояркино - ИСТОРИЯ ХРАМА ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

ИСТОРИЯ ХРАМА ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ

ИСКОНИ…

История Преображенского храма неразрывно связана с селом Бояркино и уходит своими корнями во времена царя и великого князя московского Иоанна IV Васильевича Грозного, при котором в 1577-1578 гг. проводилась очередная хозяйственная перепись Московского царства, и в Писцовой книге Коломенского уезда, в описи Большого Микулинского стана появилась следующая запись: «... с. Бояркино, вверх рчк. Коломенки, а в нем церковь Преображенья Спасова, древена, клецки: пашни церковные сер. земли 15 четьи в поле, а в дву потомуж, сена по дуброве 15 коп...». В то время Бояркинский приход находился в составе Коломенской и Каширской епархии, управляемой еп. Давидом.

Несомненно, сёла в древности не возникали вдруг – на пустом месте – а значит и история Бояркино и Преображенского храма древнее времени их первого упоминания в официальных документах, но насколько древнее – определить представляется затруднительным. Поэтому будем вести счет нашей истории с даты первого упоминания, дошедшего до нас, – с 1578 г. от Рождества Христова, или, по счёту того времени, с 7086 г. от Сотворения мира. Как выглядел тот храм, какого он был размера – судить по скупому упоминанию Писцовой книги, увы, невозможно.

Шли годы, и село ещё не раз попадало в Писцовые книги, но о состоянии храма в них, к сожалению, ничего не упоминалось. И лишь спустя, почти, полтора века под 1715 г. (Коломенская и Каширская епархия управлялась тогда архиеп. Антонием (Одиновичем)) Переписная книга Коломенского уезда сообщает о деревянной церкви Преображения Господня (год её постройки /перестройки/ не известен, но маловероятно, что это была церковь, упоминавшаяся в 1578 г.) и её тогдашнем настоятеле «попе Андрее Игнатьеве».

Прошло ещё полвека, и этот храм по благословению епископа Коломенского и Каширского Порфирия (Крайского), наложенному 4 апреля 1762 г. на прошение премьер-майора Алексея Лаврентьевича Барыкова, был исправлен и перестроен. Тогда же впервые упоминаются приделы пророка Илии и великомученика Георгия Победоносца, которые по причине не готовности в них иконостасов оставались неосвященными.

По-видимому, исправление и перестройка 1762 г. носили характер косметический и не смогли решить проблем ветшающего деревянного храма. И спустя девять лет, при следующем епископе Коломенском и Каширском – Феодосии (Михайловском), в 1771 г. на месте старой деревянной церкви – была построена новая, так же деревянная, но на каменном цоколе и крытая железом, церковь с тремя престолами – Преображения Господня, Пророка Илии и великомученика Георгия.

Эта новая церковь была внушительных размеров: длина её, вместе с колокольней, составляла 19 сажень (40,5384 метров), ширина – 7 сажень 2 аршина (16,3576 метров), высота «до верха карниза» – 5 сажень (10,668 метров). Трехъярусная колокольня высотой «до верха карниза» 12 сажень (25,6032 метров). Верх храма украшали три главы – одна большая и две малых. Снаружи церковь была обшита тесом и частью железом, и окрашена масляной краской. Внутри храм был оштукатурен и, в законченном своем виде имел три иконостаса: главный – высотой 5 сажень (10,668 метров), шириной 4 сажени (8,5344 метров); и два боковых (придельных) иконостаса высотой 11/2 сажени (3,2004метров), шириной 4 сажени (8,5344 метров).

Каждый из трёх престолов (престольных праздников) был закреплён за жителями конкретных деревень: Преображения Господня – с. Бояркино, д. Холмы; Великомученика Георгия – д. Б. Уварово, д. Кудрявцево; Пророка Илии – д. Паткино, д. Сенцово.  

Постепенно и эта деревянная церковь ветшала, кровля требовала обновления железного покрытия и покраски. Особые опасения вызывала деревянная колокольня, которая к началу 20-х годов XIX столетия настолько пришла в ветхость, что стало опасным содержать на ней колокола, т.к. возникла угроза к их падению, разрушению и другим непредвиденным последствиям.  

И в 1824 г. ряд жителей с. Бояркино, в частности, помещица титулярная советница Барыкова Вера Михайловна и церковный староста Евсей Назарин, а также жительница сельца Большое Уварово действительная тайная советница Куракина Екатерина Дмитриевна, крестьяне того же сельца Куприянов и Цепеляева, жители д. Сенцово Сергеева, Михайлова, помещик д. Паткино Дмитрий Александрович (фамилия не указана) обратились с «Всепокорнейшим прошением»: в Святейший Правительствующий Синод, в Комиссию Духовных училищ, к Высокопреосвященному Филарету (Дроздову) Московскому и Коломенскому, архиепископу Московской епархии. В «Прошении» они излагали возникшие проблемы деревянной церкви с. Бояркино и испрашивали позволения перекрыть и покрасить всю церковь, и построить новую колокольню.

Их «Прошение» было изучено губернским секретарем Казанским и, вскоре, в Московской духовной консистории был составлен Указ за №625 (подписан 18 февраля 1825 г. трёхсвятительским протоиереем Петровым и Губернским секретарём (подпись неразборчива)) от имени Его Императорского Величества Николая I, который был послан в Коломенское духовное правление, в святейший Правительственный синод, комиссию духовных училищ, а так же Высокопреосвященному Филарету, Архиепископу Московскому и Коломенскому, в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, Архимандриту и разных орденов Кавалеру.

Копия указа была направлена в с. Бояркино на имя помещицы Барыковой В.М.

В этом Указе говорилось:  

1. Церковь в с. Бояркино перекрыть и покрасить.  

2. Колокольню разобрать, т.к. её перестройка законом не позволена, а колокола  подвесить на столбах рядом с церковью. 

3. Прихожанам составить новое Прошение в Московскую духовную консисторию о                     необходимости строительства каменной церкви в с. Бояркино.

Согласно Указу деревянная церковь была перекрыта и покрашена, а колокола подвешены на столбах возле церкви.

Видимо означенная реконструкция была столь впечатляющей, что в 1828 г. местные жители обратились к епархиальным властям с прошением об освящении двух приделов. Каков был дан ход этому прошению неизвестно. Однако спустя десять лет (в 1838 г.) вопрос об устроении приделов поднимался вновь.

Под 1836 г. сообщается о постройке деревянной колокольни. Что это была за колокольня, увы, не ясно, ибо прежде речь шла об устроении примитивной звонницы «на столбах». Сомнительно чтобы колокола провисели на аварийной колокольне 11 лет, прежде чем был исполнен Указ от 18 февраля 1825 г. Можно предположить, что бояркинцы всё-таки реконструировали или перестроили заново аварийную колокольню над храмом. Либо же как-то облагородили наземную звонницу.  

«ПОСМОТРИ, КАКИЕ КАМНИ 
       И КАКИЕ ЗДАНИЯ…» Мк 13:1.

К концу 70-х годов XIX столетия деревянная церковь в с. Бояркино вновь сильно обветшала. В 1880 году местные жители, живущие в Москве, просили у митрополита Московского Макария (Булгакова) разрешения построить в деревне Холмы бояркинского прихода каменную часовню, а митрополит предложил им вместо того построить каменный храм в самом селе. Поэтому, согласно 3-му пункту Указа от 18 февраля 1825 г. в Правительственный синод, к Митрополиту Московскому и Коломенскому, Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Архимандриту от имени жителей деревень Бояркинской волости было составлено новое прошение о дозволении строительства каменного храма в с. Бояркино Коломенского уезда. Его составил в ноябре 1881 г. строитель из д. Холмы Сидоров Василий Сидорович. К Прошению прилагался план будущего храма, который имел так же три придела. Главный – во имя Преображения Господня и два других – во имя Великомученика Георгия и Пророка Илии. Прошение было подписано 5 декабря 1881 г.:  

1. Сидоровым Семеном Сидоровичем (д. Холмы)  

2. Комиссаровым Иваном Васильевичем (д. Холмы)  

3. Гороховым Филиппом Ивановичем (д. Холмы)

4. Крюковым Тимофеем Никифоровичем (д. Холмы)  

5. Веревкиным Михаилом Петровичем – петербуржским купцом (д. Холмы)

6. Комиссаровым Василием Алексеевичем (д. Холмы)

7. Сумароковым Илларионом Алексеевичем (д. Б. Уварово)

8. Столбовым Матвеем Евстафьевичем (д. Б. Уварово)

9. Артамоновым Анисимом Борисовичем (с. Бояркино)

10. Ильиным Егором Осяновичем – церковным старостой (с. Бояркино)

11. Сидоровым Василием Сидоровичем – главным строителем (д. Холмы).

В строительном отделении Московского Губернского правления был обнаружен ряд недочётов в предложенном плане строительства храма в с. Бояркино (не было расчётов по устойчивости и прочности сводов куполов всех приделов храма, и другие недостатки). План необходимо было доработать и исправить.

В январе 1882 г. продолжилась переписка прихожан Бояркинской церкви с Московской Духовной Консисторией и строительным отделением Московского Губернского правления.

Главный строитель В. С. Сидоров указывал, что прихожане — жители д. Холмы, сельца Б. Уварово и с. Бояркино ручаются в оказании любой помощи в процессе строительства нового каменного храма, и что прежняя деревянная церковь будет сохранена, и в ней будет продолжаться богослужение. Строительство храма предполагалось на средства, собранные прихожанами в качестве пожертвований. В частности указывалось, что госпожа Данилова Прасковья Сергеевна (с. Бояркино) жертвует одну десятину земли для производства кирпича и ещё полдесятины — для складирования материалов, необходимых для строительства храма, и три десятины леса для обжига кирпича с условием, что по окончании строительства земля будет ей возвращена в собственность. Отмечалось, что церковь в то время имела в наличии 1 744 руб. 80 коп.

Переписка о необходимости возведения каменного храма в с. Бояркино продолжалась в течение всей зимы и весны 1882 г. Подключились к ней и служители Бояркинской церкви: священник Петр  Андреевич Невский, дьякон Григорий Рождественский, псаломщики Иван Смирнов и Егор Некрасов, жители с. Бояркино Иван Быстров, Сергей Поляков, Евдоким Савостьянов, сельский староста Антон Фомич Ребров, а также жители д. Паткино, д. Сенцово, Б. Уварово, с. Васильевское, д. Холмы, в т.ч. сельский староста д. Холмы, волостной старшина Степан Агапович Лебедев, инженер-строитель Семен Сидорович Сидоров и др.

Наконец, 15 апреля 1882 года из строительного отделения Московского губернского правления в Московскую Духовную Консисторию был направлен доработанный проект на постройку в с. Бояркино Коломенского уезда, в память мученической кончины Государя императора Александра II, нового каменного храма вместо существующего деревянного.

21 апреля 1882 г коломенский коллежский секретарь Березкин направил Докладной реестр с проектом строительства нового храма в с. Бояркино его строителям Семену и Василию Сидоровым, в котором говорилось, что будущий каменный храм будет иметь три придела: главный (холодный) – Преображения Господня и ещё два теплых: левый – во имя Великомученика Георгия и правый – во имя Пророка Божьего Илии. В реестре также отмечалось, что строительство храма будет осуществляться на церковную и жертвенную суммы.

29 апреля 1882г. Семен Сидорович Сидоров получил на одном листе проект строительства храма. Указ о строительстве нового храма в с. Бояркино был направлен также протоирею с. Васильевское Михаилу Спасскому.

Получив проект и разрешение на строительство нового храма, прихожане Бояркинской волости на приходском собрании постановили:

— Новый храм будут строить крестьяне д. Холмы и сельца Б. Уварово под   руководством инженеров-строителей Василия и Семена Сидоровых. 

— Прежний деревянный храм из уважения к его древности после завершения  строительства нового будет неприкосновенен, хотя он и не имеет большого исторического значения. 

— Новый храм после постройки должен быть освящён.

Строительство нового храма продолжалось около четырёх лет. 23 августа 1886 г. производились выписки из дела с указанием завершения строительства каменного церковного храма в с. Бояркино. Храм был построен тщанием прихожан: крестьян деревни Холмы Семена Исидоровича Сидорова, Тимофея Никифоровича Крюкова, Ивана Васильевича Комиссарова и сельца Большого Уварова Иллариона Алексеевича Сумарокова.  

Храм получился, поистине, грандиозный – страховая опись отзывалась о нем так: «строение очень прочное… оштукатурен внутри и снаружи, снаружи окрашен клеевой краской, а внутри – масляной и расписан внутри живописью и орнаментом; крыт железом, выкрашенным медянкою. Длина храма, считая колокольню 20 сажень (42,672 метра), наибольшая ширина 10 сажень 21/4 аршина (22,9362 метра), высота до верха карниза 10 сажень (21,336 метра). На церкви имеется 5 глав: одна большая, посредине, и четыре малых; больших окон 16 штук и малых, в средней главе, 8 штук; дверей наружных створчатых 7 штук, из них три железных с просветом и 4 штуки деревянных (вязанных), из них две наполовину со стеклами, а одна обита войлоком с клеенкой; внутренних дверей – двустворчатых 3 штуки, – одностворчатых 2 штуки. Храм отапливается духовыми печами… Колокольня в пять ярусов, – общей высотой до верха карниза 20 сажень (42,672 метра)».

Внутреннее убранство храма также поражает воображение: «иконостас, вызолоченный сплошь на полимент с резьбой длиной (три иконостаса вряд) 9 сажень 2 аршина 4 вершка (20, 8026 метра); высотой: главный – 5 сажень (10,668 метра), а придельные по 73/4 аршин (5,5118 метра)». Шестнадцать резных золоченых киотов украшали алтарь, клиросы и сам храм.

Согласно страховой оценке 1910 г. храм был оценен в 40 тыс. рублей.  

В этом же (1886) году, 8 ноября, нововозведенный храм с приделами пророка Илии и вмч. Георгия Победоносца, по благословению митр. Московского Иоанникия (Руднева), был освящён викарным епископом Дмитровским Мисаилом (Крыловым).  

Вот как повествует об этом со страниц «Московских церковных ведомостей» священник Введенской церкви с. Горы Фигуровский: «Надолго останется в памяти и перейдет из рода в род, еще небывалое в летописях села Бояркина, торжественное Архиерейское освящение вновь созданного, каменного благолепного храма, который по своей внешней архитектуре и благолепию внутреннего украшения может стать в ряду не только провинциальных сельских, но и многих градских и даже некоторых столичных храмов. Устройство в с. Бояркине столь благолепного храма как свидетельствуют сами храмостроители, всецело принадлежали мысли и совету блаженной памяти Высокопреосвященнейшего митрополита Макария. Лет шесть тому назад у некоторых прихожан села Бояркино, проживающих по торговым делам в Санкт-Петербурге, возникла мысль устроить на месте своей родины. В приходе дер. Холмы каменной часовни, за разрешением означенной постройки они обратились к Макарию. Владыка выслушал их и спросил о состоянии приходского храма. Ему ответили, что он деревянный и уже пришел в ветхость. Тогда Владыка начал убеждать будущих храмостроителей, что гораздо полезнее и душеспасительнее построить новый храм, нежели часовню.

Накануне освещения храма изволил прибыть в село Бояркино Преосвященный Мисаил, Епископ Дмитровский. В час вечерней с высокой и массивной колокольни раздался благовест нового колокола ко всенощной, благовест возвещающий о том, что желанный час для торжества освящения наступает; светлая минута заветных и священных ожиданий и желаний для храмостроителей уже близка. Масса народа русского православного благоговейно осенила себя крестным знамением; в храме и вне его слышан был благоговейный лепет святых слов: «Слава Богу! Слава Богу!»

Раздался трезвон, возвестивший о выходе Преосвященнейшего. Архимандрит Новоголутвина монастыря Иоанникий с собором иереев в светлых облачениях встретил Преосвященнейшего. Весь новый храм загорел сотнями огней и ослепительно ярко соединяясь с блеском золотого иконостаса, произвел на присутствующих чувство чего-то неземного, небесного. Поистине торжественная минута! Началась всенощная при мелодичном пении известного хора Щербаковых соседнего фабричного села Озеры.  

В сам день освящения была совершена Божественная литургия в старой деревянной церкви и в девять утра раздался благовест, призывающий к тожественному освящению храма. Народ из соседних сел и деревень, накануне прибывший к торжеству в ожидании выхода Преосвященнейшего, желая принять благословение, густою массою стоял от самого храма до дома священника, где имел квартиру Владыка. Ровно в девять часов Преосвященный изволил прибыть в храм, где встречен был священным собором. Началось самое торжество освящения главного престола во имя Преображения. Благоговейное служение Владыки, мелодичное и стройное пение певчих при сильном голосе протодиакона Санкт-Петербургского Исаакиевского собора В. И. Громова при внутреннем благолепии храма; все это вместе взятое произвело на присутствующих чувство поистине чего-то Божественно-небесного, чувство, которое трогало до слез сердца людей не только благоговейных, но и тех, которые редко плачут слезами молитвенного восторга радости.  

По окончании Божественной литургии по просьбе и желанию храмостроителей Преосвященнейший благословил образ Преподобного Иллариона одного из числа храмостроителей И. А. Сумакова, как человека более всех потрудившегося».  

Однако же, со строительством нового пятиглавого каменного храма, не был забыт и прежний деревянный храм – прослуживший селу сто с лишним лет. В 1895 году, при митрополите Московском Сергии (Ляпидевском), старая деревянная церковь была возобновлена церковным старостой сельца Большого Уварова Илларионом Алексеевичем Сумароковым при участии жены действительного статского советника Зинаиды Ивановны Даниловой.  

Но недолго судил Бог прослужить этим храмам. Все они без следа погибли в огне безбожной ненависти, захватившей власть на просторах Руси в XX веке.  

«ПЛАЧ, И СТОН, И ГОРЕ» Иез 2:10

Красив и прочен был Преображенский храм, и стоять бы ему многие века… Всего три десятилетия довелось ему радовать своих прихожан в величавом покое. Великая смута в государстве Российском лишила безбожных ума, а христиан мира. Власть в стране узурпировали богоборцы.

Протоиерей Александр Субботин

Весь ужас революционной смуты и, фактически, бандитского правления Советов на заре становления новой власти, раскулачивания и «мероприятий» по изъятию церковных ценностей легли на плечи тогдашнего бояркинского настоятеля протоиерея Александра Субботина. Родившийся и выросший в тепличных условиях Российской Империи, обремененный семьей не вынес он леденящей ненависти новых хозяев жизни. Дрогнуло сердце отца Александра – отрекся он церковного служения, но ум без Бога каверзник, а испуганный и смущенный и подавно плохой советчик. Ни сложение сана, ни демонстративная лояльность советской власти, ни признание возводимых на него вин и безропотное перенесение тюрьмы и ссылок – лишь бы дали жить, просто жить – не помогли. Конец был один… Не нужны были новой власти символы, напоминающие о прежнем мироустройстве, пусть даже и растоптанные.

Протоиерей Димитрий Русинов

В 1924 году в клир бояркинской церкви перешел, изгнанный из разоренной и закрытой большевиками Трехсвятительской церкви соседнего села Кобяково, иерей Димитрий Русинов. Ему суждено было, от Господа, принять в 1929 году, после отречения отца Александра, настоятельство Преображенской церковью. И еще восемь лет, невзирая на все безбожные пятилетки, возносилась к Богу молитва бояркинской церкви, пока в 1937 году не был арестован, по обвинению в антисоветской агитации, последний ее настоятель, к тому времени уже протоиерей, отец Димитрий. А вслед за тем была разогнана и не многочисленная уже, к тому времени, община.

«Разрушайте, разрушайте до основания его» Пс 136:7

Отнятый у церкви храм, разделил судьбу многих российских храмов, того времени – был разорен и поруган. Лютость доморощенных безбожников была столь велика, что мало им было просто закрыть храм и вынести вон иконы, не обошлось без кощунственного прилюдного глумления над святыней. Председатель, новообразованного, колхоза им. Сталина Колесников ногами топтал и пинал по полу храма плащаницу Пречистой, изрыгая сквернословия и крича: «святые вставайте!» Но Бог поругаем, не бывает – отмстилось богоборцу за Матерь Божью, невдолге разболелся он ногами (медицинский диагноз неизвестен, но сельский «диагноз» – гангрена) и тяжко промучившись, да так и не придя в покаяние, скончался. Вот уж поистине, кого Бог хочет наказать – того ума лишает, так и не понял он причину недуга своего.

Досталось от безбожных и мертвым. В подклете храма была разорена усыпальница, гробы выволочены на улицу и ограблены. По свидетельству очевидцев, долго валялись разоренные гробы на улице возле храма, пока новая власть озаботилась убрать их.  

Иконы из храма местные комбедовцы и большевики выкидывали и уносили на колхозный свинарник, жгли в кострах. Однако даже в это страшное время оставались в селе верные, которые рискуя сами подвергнуться преследованию властей, ночью тайно выносили из храма поруганные святыни и прятали у себя по дворам. Мария Степановна Романова спасла, таким образом, плащаницу Богородицы, позже перепрятав ее у родной сестры Екатерины, жившей по соседству.  

Церковное же здание вначале было обращено в клуб, в котором даже некий филармонический оркестр концерт давал, а после, некоторое время, использовалось под хранение зерна. Но, видно, даже обезглавленные и обезображенные здания храмов раздражали глаз новых хозяев жизни. Деревянный храм, прослуживший селу более полутора веков, в 1937 году был сожжен… Каменный храм ненадолго пережил деревянный, перед войной с него сбросили колокола (говорят, что самый большой колокол при падении так глубоко ушел в землю, что его пришлось выкапывать), а сам храм взорвали, т.к. разобрать его, из-за прочности кладки, не вышло.  

Мерзость запустения

Постарались бояркинцы в уничтожении родного храма, даже следов фундамента нигде ни видать. Ныне на том месте, частью пустырь, частью разворотная площадка при магазине и сам магазин.

Более чем на полвека умолкла церковная молитва. Лишь немногие сельчане сохранили верность Богу. Но «не стоит село без праведника», и их тихие потаённые воздыхания охранили село от участи многих, отступивших от Бога, русских сел и деревень – село не вымерло, не исчезло в истории. А со временем пробились на свет и ростки Веры поруганной, но не уничтоженной. Спустя десятилетия, в селе вновь зазвучала церковная молитва.  

Московская епархия Русской Православной Церкви Каталог православных сайтов