Храм Преображения Господня села Бояркино - Священномученик Иаков Горский
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Священномученик Иаков Горский

Память 19 ноября (2 декабря).

Священник Иаков Иванович Бриллиантов родился 7 марта 1871 года в селе Никулино Бронницкого уезда Московской губернии, в семье священнослужителя.

В 1893 году Иаков Иванович окончил Московскую Духовную семинарию.

Женился Иаков Бриллиантов на Елене Алексеевне Боголеповой, которая родила ему восьмерых детей (на 1915 г.).

После рукоположения в 1925 году был направлен служить в Спасскую церковь при Серпуховском Владычнем девичьем монастыре. Застал там 90-летнюю монахиню, которая в 1878г. была послушницей Захарией и стала свидетельницей обретения Чудотворной иконы «Неупиваемая чаша». Отец Иаков записал ее рассказ и впоследствии, в 1912 году, опубликовал «Сказание о явлении Чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша»», благодаря которому мы знаем об этом событии. Им был написан и акафист этой иконе.

Также отец Иаков сотрудничал с обществом трезвости, писал статьи для выпускаемых обществом листков. «И верится, что бедные и несчастные люди, одержимые пьянственной страстью, ни в чем и никогда не найдут такого могущественного средства против своей тяжелой болезни, как только в Чаше Святого Причащения», - писал священномученик Иаков Бриллиантов.

После закрытия обители, в 1927 году, отца Иакова назначили в Троицкую церковь села Лужки Серпуховского уезда, а в 1929 году перевели в Богоявленский храм города Коломны. С 1 июля по 1 сентября 1931 года он исполнял обязанности благочинного.

В 1930 году сотрудники Коломенского ОГПУ пытались привлечь отца Иакова к сотрудничеству. В апреле его вызвали на допрос и стали спрашивать о том, кто из знакомых ему купцов и священников занимается контрреволюцией. Давать какие-либо показания отец Иаков отказался, и вскоре был отпущен. Сколько раз проводили такие беседы со священником - неизвестно, но 5 июня он подписал документ о сотрудничестве, причем понимая его совсем не так, как понимали это сами представители ОГПУ. 12 декабря 1931 года отца Иакова снова вызвали на допрос и арестовали. Во время допроса он заявил следователю, что шпионом и провокатором он не будет, «за все время я ни на кого не доносил, никого не подводил. Я считаю, что в настоящее время, а также и в царское время, если бы я узнал что-либо против советской власти или против царя, я как гражданин должен был бы сообщить об этом органам власти. Сейчас священники боятся всего, боятся говорить, боятся самих себя, Я сам думаю, что мне придется при советской власти пострадать за свою правду и искренность. Я считаю, что работа в органах ОГПУ связана с провокаторством и шпионством, а поэтому вторично заявляю: помогать органам ОПТУ отказываюсь, шпионом и провокатором не буду». 3 января 1932 года отца Иакова отпустили, думая, что, побывав в тюрьме, он «исправится».

29 марта того же года священника арестовали вновь и поместили в Коломенский дом заключения. В тот же день состоялся допрос. На вопросы следователя он отвечал: «Я еще раз подтверждаю свое показание при допросе 12 декабря 1931 года и заявляю, что шпионом и провокатором я работать не буду, так как считаю это дело для священника безнравственным. Подписку, данную мною 5 июня 1931 года, я понимал своей обязанностью сообщать в ОГПУ об организации заговоров против советской власти, каковых за все время со дня дачи мною подписки не было. Отдельные недовольства мероприятиями советской власти и партии среди верующих имеются и имелись, но сообщать о них я считал ненужным, а недовольным я говорил, что нужно терпеть».

1 апреля 1932 года следователем был вызван на допрос священник Михаил Дмитриевич Покровский, служивший также в Коломне, который хоть и заявил, что мало знает отца Иакова, однако полностью оговорил его, подписав показания, нужные следствию, а именно, что отец Иаков ярый монархист, недоволен советской властью и всегда её ругает.

На очередном допросе следователь спросил священника Иакова об отношении к советской власти и о его взаимоотношениях с духовенством. «В 1929 году, - отвечал священник, - вскоре после прибытия в Коломну священник Миролюбов сообщил мне, что епископа Феодосия и священников Страхова и других, всего десять человек, в ноябре 1929 арестовало ОГГТУ за непоминовение во время службы советской власти. Мне о возникновении этого разделения в церквах Коломны стало известно до приезда в Коломну, когда еще был в Серпухове. В августе или сентябре 1929 года я написал письмо своему зятю священнику Миролюбову, указав ему на необходимость поминать во время службы советскую власть так же, как поминали раньше царскую власть. Я стал поминать советскую власть с 1925 года, то есть на два - три года раньше распоряжения митрополита Сергия, так как узнал об этом от своего шурина священника Боголепова, который, будучи в Москве, видел распоряжение Патриарха Тихона о необходимости поминать советскую власть... О своем нахождении под арестом с духовенством я не разговаривал. Когда мне верующие жаловались на действия советской власти и большевиков, говоря, что большевики закрывают церкви, заставляют работать по праздникам, я им отвечал: советская власть поступает правильно, вы сами отказались от Церкви, работаете в праздники, и советскую власть в этом винить нельзя».

- Вы себя считаете человеком, преданным советской власти, и одобряете ее мероприятия, значит, не будете чувствовать морального унижения, если будете помогать советской власти бороться с ее классовыми врагами» которые стараются свою работу направить к свержению советской власти? - спросил следователь.

- Я как священник нахожу, что для меня несовместимо всеми мерами работать для советской власти, - ответил отец Иаков.

19 апреля уполномоченный Коломенского районного отделения ОГПУ составил обвинительное заключение, где вина священника Иакова Бриллиантова была сформулирована так: "Дело возникло на основании поступивших сведений о том, что поп Бриллиантов, являясь нашим секретным осведомителем, помимо того, что игнорировал взятые на себя обязательства как специального осведомителя путем отрыва от работы, ведет среди духовенства и верующих антисоветскую агитацию».

8 мая 1932 года тройка ОГПУ приговорила священника Иакова Бриллиантова к ссылке в Казахстан сроком на три года.

После отбытия срока, в 1935 году, отец Иаков вернулся в Московскую область и поселился в селе Горы Озёрского района. Священноначалием он был определен служить в храм Преподобного Сергия Радонежского в том же селе.

21 (по другим данным 20) ноября 1937 года священник Иаков Бриллиантов, по обвинению в «контрреволюционной агитации», был арестован во второй раз и заключен в Коломенскую тюрьму. Вместе с ним был арестован и диакон горской церкви Михаил Петрович Пятницкий, получивший десять лет лагерей. На допросе отец Иаков заявил: «Виновным себя в том, что я вел контрреволюционную агитацию среди населения, я не признаю, для меня каждая власть от Бога. Предъявленные мне факты моей контрреволюционной агитации с моей стороны никогда не произносились, антисоветской деятельностью я никогда не занимался».

23 ноября 1937 года Особой тройкой УНКВД по Московской области отец Иаков был приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение на Бутовском полигоне 2 декабря 1937 года. Погребен был священник Иаков Бриллиантов в безвестной общей могиле.

12 июля, по другим сведениям 12 декабря, 1989 года Иаков Иванович Бриллиантов, священник Сергиевской церкви села Горы, был реабилитирован Прокуратурой Московской области.

Во исполнение решений Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, проводившегося 13-16 августа 2000 г., Священный Синод Русской Православной Церкви, определением от 26 декабря 2003 г. по представлению Московской епархии прославил священника Иакова Бриллиантова, как священномученика, в лике Новомучеников и исповедников Российских XX века. Дни памяти священномученика Иакова Горского совершаются в воскресение ближайшее к  25 января (7 февраля), в Соборе новомучеников и исповедников Российских, и в день его мученической кончины 19 ноября (2 декабря нового стиля).




Назад к списку

Московская епархия Русской Православной Церкви Каталог православных сайтов